Вторник, 21.11.2017, 09:32                                                                       Памяти любимых родителей посвящается
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Наш опрос
Меня интересует на сайте:
Всего ответов: 80
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Мария Николаевна Звездина

30-е начало 60-х
(лирико-колоратурное сопрано)

В Большом театре России певица выступала с 1948 по 1973 год.

Профессор Е. К. Катульская, в прошлом известная исполнительница партии Джильды в опере Д. Верди «Риголетто», так писала в рецензии, послушав 20 февраля 1949 года дебютное выступление молодой выпускницы Киевской консерватории Марии Николаевны Звездиной в спектакле Большого театра «Риголетто» : «Обладая звонким, серебристого оттенка голосом и ярким сценическим дарованием Мария Звездина создала правдивый, обаятельный и трогательный образ Джильды.»

Мария Николаевна Звездина родилась на Украине. Как вспоминала певица, у матери был очень хороший голос, она мечтала стать профессиональной актрисой, но дед запретил и думать о певческой карьере. Мечта матери сбылась в судьбе дочери. После окончания школы юная Мария поступает сначала в Одесское музыкальное училище, а затем на вокальное отделение Киевской консерватории, где занимается в классе профессора М.Э. Донец-Тессейр, прекрасного педагога воспитавшего целую плеяду колоратурных певиц.

Первое публичное выступление Марии Николаевны состоялось в 1947 году в дни празднования 800-летия Москвы: студентка консерватории приняла участие в торжественных юбилейных концертах. А вскоре, к тому времени уже солистка Большого театра, была удостоена звания лауреата на II Международном фестивале демократической молодёжи и студентов в Будапеште (1949 год).

На сцене Большого театра Мария Звездина пела в течении четверти века, исполнив почти все ведущие партии лирико-колоратурного сопрано в классических русских и зарубежных оперных спектаклях. И каждая была отмечена её яркой индивидуальностью, точностью сценического рисунка, благородной простотой. Главное же, к чему всегда стремилась артистка в своём творчестве, это «выражать пением разнообразные, глубокие человеческие чувства».

Лучшим партиями её репертуара по праву считают Снегурочку в одноимённой опере Николая Андреевича Римского-Корсакова, Прилепу («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Розину («Севильский Цирюльник» Дж.Россини), Мюзетту («Богема» Д.Пуччини), Церлину и Сюзанну в операх Моцарта «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро», Марселину («Фиделио» Л. Бетховена), Софи («Вертер» Ж. Массне), Церлину («Фра-Дьяволо» Д. Обера), Нанетту («Фальстаф» Д. Верди), Бианку («Укрощение строптивой» В. Шебалина).

Но особую популярность принесла Марии Николаевне партия Лакме в одноимённой опере Лео Делиба. В её интерпретации наивная и доверчивая Лакме в то же время покаряла огромной силой любви и преданности своей родине. Бесподобно звучала в исполнении певицы знаменитая ария Лакме «с колокольчиками». Певица сумела блестяще преодолеть своеобразие и всю сложность партии, продемонстрировав виртуозное вокальное мастерство и прекрасную музыкальность. Особенно поражало слушателей исполнение Марией Николаевной в последнем, драматически напряжённом действии оперы.

Строгий академизм, простота и искренность отличали М.Н. Звездину на концертной эстраде. В ариях и романсах Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова, в вокальных миниатюрах Моцарта, Бизе, Делиба, Шопена, в русских народных песнях Мария Николаевна стремилась раскрыть красоту музыкальной формы, создать художественно выразительный образ.

Певица также много и успешно гастролировала по стране и за рубежом в Чехословакии, Венгрии, Финляндии, Польше, Австрии, Канаде и Болгарии.

Основная дискография певицы:

1. опера Ж. Массне «Вертер», партия Софи, запись 1952 года, хор и оркестр ВР п/у О.Брона, при участии И. Козловского, М. Максаковой, В. Сахарова, В. Малышева, В. Якушенко и др.

(В настоящее время эта запись выпущена рядом зарубежных фирм на CD)

2. опера Д. Верди «Фальстаф», партия Нанетты, запись 1963 года, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, при участии В. Нечипайло, Г. Вишневской, В. Левко, В. Валайтиса, И. Архиповой и др.

( Эта запись выходила на грампластинках фирмы «Мелодия»)

3. сольный диск певицы выпущенный фирмой «Мелодия» в 1985 году в серии «Из истории Большого театра». В него вошли фрагменты из оперы «Фальстаф», «Риголетто» (два дуэта Джильды и Риголетто (К. Лаптев)), вставная ария Сюзанны «Как трепетало сердце» из оперы « Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта, фрагменты из оперы «Лакме» Л. Делиба (в партии Джеральда – И.С. Козловский).

Александр Марасанов
http://www.bolshoi.net/stars/zvezdina/zvezdina.htm